За углом переулка, где
живу, сумрачное кафе, куда никогда раньше
не заходила. Сегодня рано утром вышла,
чтобы попить кофе где-нибудь поблизости,
и вдруг подумала, почему же никогда не
посещала это заведение, в двух шагах от
дома.
Ведь постоянно прохожу
мимо и уже разглядела наизусть: две
ступени порожка сбитые, посредине
зачем-то лежит кирпич, проржавелая
железная дверь с облупившейся зелёной
краской, а внутри всегда полумрак, лишь
видится у дальнего окошка вечно одинокий
посетитель.
Называется забегаловка
"Cruzeirense",
то есть, житель улицы Cruzeiro,
либо крестоносец (cruz -
крест, сruzeiro - большой
крест, крестоносный, ведущий к кладбищу).
Улица действительно ведёт к кладбищу
старого лиссабонского прихода Ajuda,
а напротив "Cruzeirense"
богадельня с часовней, увенчанной
массивным каменным крестом.
И вот нынче
утром я наконец переступила порог этого
кафе, впрочем, на вывеске обозначенном,
как ресторан. Может быть, так оно когда-то
и было, неказистая вывеска болтается
явно со стародавних времён. Вошла и тут
же пожалела об этом: в ноздри шибанул
запах затхлости, немытого тела,
тошнотворной запущенности. Каким-то
неведомым чутьём меня никогда ранее и
не влекло сюда, хотя так люблю прогуливаться
из кафе в кафе.
Барная стойка
черна и пуста. Стена бара с голыми
грязными полками. Впрочем, в углу возле
входа в мойку стрекотание громоздкого
лампового телевизора. Пол засаленный.
Столы и стулья разношёрстные, вероятно,
собранные по помойкам, возможно,
принесённые в дар за ненадобностью
редкими посетителями.
За столиком
в углу как обычно сидел единственный
человек: пожилой небритый мужчина в
сильно поношенном сером свитере, очках
с толстыми стёклами - читал футбольную
газету. Посмотрел безучастно поверх
очков в мою сторону, и я уже было собралась
выйти, но дедок отложил газету и снял
очки. Догадалась, это - хозяин, неуверенно
произнесла: "Чашечку кофе..."
Сомневалась, что подобная услуга
возможно, поскольку не приметила
кофе-машину, но дедок поднялся, не очень
проворно, вернее, крайне медленно,
зевнул, почесал штаны сзади, глянул на
настенный календарь за 1985 год, и неспешно
проковылял за стойку.
Под столешницей
что-то зашипело, и вот треморная рука
подняла блюдце с чашкой кофе наверх:
отпечаток помады на кромке, засохшие
потёки. Я с сомнением прищурилась. Хозяин
извлёк из-под стойки пакетик сахара и
положил на блюдце с остатками сигаретного
пепла. Я натужно улыбнулась, подумав,
не буду обижать старика, и даже решила
присесть.
Вдруг заметила
зеркало во всю стену возле облюбованного
хозяином столика. Наверное, ему не так
скучно обитать в своей унылой забегаловке
глядя в собственное отображение.
Почему-то вспомнила, что одиноким
волнистым попугайчикам советуют вешать
в клетку зеркальце.
Кофе не стала
пить, по привычке щёлкнула телефоном
фотку-селфи, извлекла буклет на гей-тему,
давно запихнутый в задний карман брюк
на каком-то тематическом мероприятии.
Хозяин издалека приметил яркие картинки,
и вдруг оживился, заволновался, подошёл,
забурчал: "При Салазаре за это сажали,
а сейчас всё можно..." И то ли посожалел,
что теперь свобода, то ли подосадовал,
что когда-то притесняли за однополые
отношения. Я не посмела расспрашивать.
Сорокалетнюю диктатуру в Португалии
свергли в 1974 году за один день, но прошло
уже более сорока лет, а раны в народе до
сих пор кровоточат.
Старик вновь
потух и удручённо удалился в свой угол.
Я спросила, сколько за кофе, он тихо
ответил в зеркало, я поставила так и не
отпитую чашку на стойку, рядом пятьдесят
центов. И ушла. Но гей-буклет забыла на
столе...
Фото автора. Селфи в кафетерии "Cruzeirense".
Комментариев нет:
Отправить комментарий